Language:

 

Государственный Космический Научно-
Производственный Центр им. М.В. Хруничева
О заводе РуководителиСтруктура ЦентраПроизводствоПрофсоюзная жизньНовостиКонтакты
 
ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
приглашаем Вас к знакомству и
сотрудничеству!

Служебный модуль Звезда

Служебный модуль Звезда

Сервисный модуль "Звезда" - это основной вклад России в создание МКС. "Звезда" является жилым модулем станции. "Звезда" на ранних этапах строительства МКС будет выполнять функцию жизнеобеспечения на всех модулях, контроля высоты над землей, энергоснабжения станции, вычислительного центра, центра связи, основного порта для грузовых кораблей класса "Прогресс". Позднее многие функции перейдут другим модулям, но СМ всегда будет оставаться структурным и функциональным центром российского сегмента МКС.
Этот модуль первоначально разрабатывался для замены отработавшей свой срок космической станции "Мир", но в 1993 г. было принято решение использовать его как один из основных элементов российского вклада в программу Международной Космической Станции. Российский Служебный модуль включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории. Он позволяет находиться в космосе экипажу из трех космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка. Кроме того, Служебный модуль может принимать Грузовой корабль "Прогресс", который раз в три месяца доставляет на Станцию необходимые припасы и корректирует ее орбиту.

Основные функции:
- обеспечение условий работы и отдыха экипажа;
- управление работой основных частей комплекса;
- снабжение комплекса электроэнергией;
- двустороннюю радиосвязь экипажа с наземным комплексом управления (НКУ);
- прием и передачу телевизионной информации;
- передачу на НКУ телеметрической информации о состоянии экипажа и бортовых систем;
- прием на борту информации по управлению;
- ориентацию комплекса относительно центра масс;
- коррекцию орбиты комплекса;
- сближение и стыковку других объектов комплекса;
- поддержание заданного температурно-влажностного режима жилого объема, элементов конструкции и оборудования;
- выход в открытое пространство космонавтов, выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внешней поверхности станции;
- проведение научных и прикладных исследований и экспериментов с использованием доставляемой целевой аппаратуры;
- возможность осуществлять двустороннюю бортовую связь всех модулей комплекса Альфа.

Служебный модуль (СМ) Звезда, запущенный 12 июля 2000 года, обеспечивает деятельность экипажа и управление станцией с регулярно изменяющейся конфигурацией. На этапе развертывания МКС он является базовым модулем всей станции.

Жилые помещения служебного модуля оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа, имеются персональные каюты отдыха, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, кухня, стол для приема пищи, средства личной гигиены. В служебном модуле находится центральный пост управления станцией с аппаратурой контроля.

Конструктивно СМ состоит из трех герметичных отсеков: рабочий отсек (РО), переходной отсек (ПХО), переходная камера (ПРК); и негерметичного агрегатного отсека (АО).

Бортовой комплекс управления включает в себя следующие системы:

- бортовую вычислительную систему (БВС) - служит для управления бортовыми системами СМ и для координации работы всех модулей российского сегмента МКС, решает задачи долгосрочного планирования и автономного управления, а также обеспечивает связь с системой управления бортовой аппаратурой американского сегмента;
- систему управления бортовой аппаратурой (СУБА) - предназначена для управления, контроля и диагностики состояния бортовых систем СМ. Она функционирует на основе использования выходных данных сигналов датчиков, функциональных выходов командной радиолинии СМ, релейных выходов БВС, пультов управления СМ и бортовых систем;
- систему управления движением и навигацией (СУДН) - СУДН СМ совместно с БВС, исполнительными органами и датчиковой аппаратурой модулей и исполнительными органами кораблей составляет единый комплекс по управлению движением, способный решить следующие задачи:

- успокоение СМ после отделения от ракеты-носителя;
- ориентация станции в расчетных режимах;
- выполнение программных разворотов в любом режиме ориентации:
- проведение коррекции орбиты с помощью КД СМ, маршевых двигателей ТГК Прогресс и ДО СМ, двигателей причаливания и ориентации (ДПО) КА Прогресс;
- управление ориентацией панелями солнечных батарей ;
- проведение перестыковок станции с КА Союз, Прогресс;
- проведение расстыковки станции с КА Союз, Прогресс, АТУ;
- управление ориентацией станции при стыковках и расстыковках с Шаттлом;
- управление ориентацией станции в сборках с Шаттлом;
- использование БВС для реализации режимов управления движением;
- систему бортовых измерений (СБИ) - предназначена для получения и передачи на Землю информации о состоянии и работе систем, научного оборудования и состояния здоровья членов экипажа;
- бортовой радиокомплекс (БРК) - обеспечивает двустороннюю голосовую связь, обмен цифровой командно - программной, телеметрической и телевизионной информацией через российские наземные комплексы или через спутник-ретранслятор, находящийся на геостационарной орбите;

Объединенная двигательная установка размещается в агрегатном отсеке и предназначена для обеспечения управления ориентацией МКС, коррекции высоты орбиты.
Система электропитания осуществляет энергоснабжение за счет двух солнечных батарей (СБ), которые ориентируются на солнце. Хранение электроэнергии обеспечивается шестью аккумуляторными батареями, на выходе которых поддерживается напряжение 28 вольт.

Система обеспечения тепловых режимов (СОТР), совместно с вентиляцией служит для обеспечения теплового и влажностного режима воздуха в герметичном отсеке станции, а также для поддержания температуры в заданных пределах блоков СУ, двигательных платах. Работает независимо от остальных систем СМ и является постоянно функционирующей системой обеспечивающей в обитаемых отсеках температуру в диапазоне от 18° до 28° С.

Средства жизнеобеспечения предназначены для подтверждения заданных параметров жизнедеятельности в условиях пребывания от 2 до 6 членов экипажа на борту СМ и представляют собой совокупность технических средств, систем и агрегатов, объединенных по своим функциям.

Система обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) состоит из следующих подсистем:

- средства обеспечения газового состава - СОГС,
- средства водообеспечения - СВО,
- средства пожарообнаружения и пожаротушения - СПОПТ, - средства санитарно-гигиенического обеспечения - ССГО, - средства обеспечения питания - СПО.


 

 

 
© ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.khrunichev.ru обязательна.
Дизайн сайта - Николай С. Власов