Основные функции:
- Предоставление порта для стыковки транспортных кораблей и исследовательских модулей.
- Транзит топлива из ТГК Прогресс в Служебный модуль Звезда.
- Размещение системы электроснабжения для обеспечения приема и переработки энергии от четырех высоковольтных солнечных батарей, расположенных на модифицированной Научно-энергетической платформе.
- Сброс тепла через развертываемый неподвижный радиатор.
- Предоставление 2-х портов для размещения исследовательских модулей с обеспечением электрических силовых, информационных и командных интерфейсов.
- Предоставление объемов для хранения.
- Размещение европейского манипулятора и обеспечение его функционирования.
- Управление приводом солнечных батарей модифицированной Научно-энергетической платформы.
- Размещение и обеспечение функционирования научного оборудования.
- Размещение грузовой платформы, доставляемой на ОК Шаттл.
Возможные направления коммерческого использования:
- Предоставление объемов для хранения
- Доставка грузов на орбиту
- Предоставление услуг по передаче, хранению и обработке информации от ПН
- Обеспечение канала связи с наземными пользователями
- Наращивание энергоснабжения с помощью ДСБ
- Обеспечение интерфейсов внутренних полезных нагрузок
- Обеспечение интерфейсов внешних полезных нагрузок
- Обеспечение шлюзования ПН
- Обеспечение размещения и функционирования средств жизнеобеспечения экипажа из 3-х человек
- Размещение каюты экипажа
Выполнение функций в интересах Российского сегмента
- Управление МКС по крену
- Размещение высоковольтной СЭС
- Предоставление порта для стыковки транспортных кораблей
- Предоставление портов для стыковки исследовательских модулей и присоединение их к боковым СтА
- Доставка манипулятора ERA на орбиту; предоставление мест для размещения базовых точек манипулятора ERA при ВКД и обеспечение функционирования манипулятора ERA на орбите
Создание ФГБ-2 в конфигурации дублера ФГБ-1 началось в 1995 году, практически одновременно с созданием Функционально-Грузового Блока Заря - первого модуля МКС, по решению руководства ГКНПЦ им. Хруничева из собственных средств.
В соответствии с документом Основные принципы завершения формирования российского сегмента МКС, утвержденным в августе Генеральным директором Росавиакосмоса Коптевым Ю.Н., ФГБ-2 включен в состав российского сегмента на надирном порту Служебного Модуля (СМ) Звезда в качестве многофункционального модуля.
Сроки завершения работ по ФГБ-2 зависят от номенклатуры и объема работ по модификациям, связанным с новым назначением и дополнительными требованиями, которые предъявляются к ФГБ-2 Росавиакосмосом и потенциальными зарубежными партнерами. В настоящее время осуществляется формирование детального облика ФГБ-2, основанное на принципе оптимизации проектных параметров с учетом необходимости сокращения затрат и сроков на создание российского сегмента МКС при максимально возможном сохранении материально-технического задела и с учетом возможности привлечения инвестиций зарубежных партнеров и коммерческих заказчиков. Ориентировочно потребуется около двух лет для завершения работ по внедрению модификаций после окончательного определения технического задания на ФГБ-2 в упрощенной конфигурации российского сегмента МКС.
В соответствии с упрощенной конфигурацией РС МКС модуль на базе ФГБ-2 предназначен для продолжения развертывания РС МКС путем предоставления портов для транспортных кораблей и исследовательских модулей, выполнения задачи переработки электроэнергии напряжением 120 В от СБ упрощенной НЭП (с уменьшенной площадью СБ, без гермоотсека и централизованной системы сброса тепла), размещения исследовательского оборудования, доставки и хранения грузов и др.
По возможности на ФГБ2 должны обеспечиваться условия для выполнения коммерческих проектов с целью привлечения внебюджетных средств, в том числе в виде инвестиций, предназначенных для завершения создания изделия и введения его в эксплуатацию.
В соответствии с исходными данными, к модулю на базе ФГБ-2 предъявляются следующие требования:
1. ФГБ-2 должен иметь порт для стыковки транспортных кораблей (ТПК Союз-ТМ и ТГК Прогресс-М и их модификаций) и исследовательских модулей, как в автоматическом режиме, так и в режиме ТОРУ.
2. ФГБ-2 должен обеспечивать транзит топлива из ТГК Прогресс в баки СМ и ФГБ.
3. ФГБ-2 должен обеспечивать прием, переработку и распределение электроэнергии от СБ упрощенной НЭП. Для этого на ФГБ-2 должно быть обеспечено размещение при ВнеКД и ВнуКД аккумуляторных батарей и аппаратуры регулирования и контроля высоковольтной системы электроснабжения РС (напряжением 120 В), а также дополнительных блоков системы управления бортовой аппаратурой (СУБА), необходимой для управления высоковольтной СЭС. При этом для обеспечения дополнительного сброса тепла в том числе с оборудования высоковольтной СЭС и другой обслуживающей ее аппаратуры, размещенной на ФГБ2, необходимо обеспечить установку на ФГБ2 доставляемого транспортным кораблем (”Шаттлом”) и развертываемого при ВнеКД неподвижного радиатора.
4. ФГБ-2 должен участвовать в управлении МКС по крену с помощью своих двигателей.
5. ФГБ-2 должен предоставить 2 порта для размещения исследовательских модулей с обеспечением электрических силовых, информационных и командных интерфейсов.
6. На ФГБ-2 должны быть предоставлены места для размещения электромеханических средств технического обслуживания и ремонта (ЭМС ТОР), включая манипулятор ERA, грузовую стрелу (ГСтМ), а также размещены базовые точки для наружной научной аппаратуры и грузовой платформы, установлены штыри для хранения и обслуживания доставляемых полезных грузов.
|
|
|